Заболевания дёсен у взрослых: симптомы и профилактика

Заболевания дёсен и других околозубных тканей могут привести к потере зуба, при этом эти болезни в разной степени тяжести встречаются у 70% людей. Именно поэтому мы предлагаем Вам разобрать самые популярные вопросы на эту актуальную тему, которые задают стоматологам их пациенты на приёме.

Какие болезни полости рта, кроме кариеса, могут привести к потере зубов?

Помимо кариеса к серьёзным последствиям, вплоть до потери зубов, могут привести заболевания пародонта - гингивит и пародонтит.

Основной признак перечисленных заболеваний полости рта - воспалительный процесс тканей, окружающих зуб. Обычно в самом начале симптомы болезни выражены не ярко и появляются только тогда, когда воспаление уже на том этапе, на котором его практически невозможно вылечить.

Именно поэтому заболевания дёсен и других околозубных тканей гораздо чаще, чем кариес, приводят к потере зубов.

Считается, что заболевания дёсен спровоцированы возрастными изменениями и старением организма. Так ли это?

На самом деле гингивит и пародонтит - заболевания, встречающиеся как у взрослого населения, так и у детей (гингивит у ребёнка младшего школьного возраста бывает в более 70% случаев). Кроме того, гингивит беременных также весьма распространенное явление.

Что касается этиологии, то главной причиной изменений десневой ткани является некачественная гигиена полости рта.

В результате несоблюдения элементарных гигиенических правил на поверхности зубов скапливается большое количество болезнетворных микроорганизмов. Они превращают бесцветный мягкий налёт в твёрдые отложения - зубной камень, в котором живут и размножаются бактерии. Продукты жизнедеятельности микробов сначала вызывают воспалительный процесс в дёснах, а потом переходят на другие ткани пародонта.

Ещё одна распространённая причина заболевания дёсен - неправильный прикус и искривление зубов.

Они приводят к неравномерной нагрузке на пародонт и снижению эффективности самоочищения.

Очень часто бывает, что изменения в тканях пародонта лишь симптом системного заболевания, например, вегетососудистой дистонии, атеросклероза, аллергического состояния, нарушения работы эндокринной системы, обмена веществ или витаминного баланса.

Также причинами развития болезней дёсен являются: разнообразные травмы (удар, перекусывание нити, ожог), некорректно поставленные пломбы, неправильно подобранные протезы и травмирующее ношение брекетов.

На какие симптомы следует обратить особое внимание, чтобы не пропустить начинающееся воспаление дёсен и вовремя обратиться за помощью к врачу?

Самым первым признаком, сигнализирующим о начале заболевания околозубных тканей, является их кровоточивость.

Неприятный запах изо рта и кровоточивость десневой ткани свидетельствуют о начинающемся гингивите. В этом случае следует обратить внимание на индивидуальные гигиенические мероприятия и записаться на приём к врачу, который подробно проконсультирует Вас по поводу лечения гингивита и обозначит все возможные риски.

Обычно первые признаки заболевания остаются без должного внимания, поэтому лучшая профилактика - регулярное посещение стоматолога, хотя бы один раз в полгода, даже если Вас ничего не беспокоит.

Помните, что лечение пародонтита намного сложнее и не гарантирует полное избавление от заболевания!

Как развивается воспаление в десне? Каким образом кровоточивость дёсен может привести к потере зуба?

Как мы уже сказали выше, за кровоточивостью дёсен следует неприятный воспалительный процесс - гингивит, а затем, в случае отсутствия должного лечения, он распространяется на другие ткани, окружающие зуб, приводя к пародонтиту.

Болезнь проявляется острыми болевыми ощущениями, выраженной отёчностью и сильной кровоточивостью дёсен, образованием зубного камня, зубодесневых карманов, появлением патологической чувствительности зубов к холодному, горячему, кислому, сладкому в результате обнажения зубных шеек, а иногда и корней зуба.

На конечной стадии заболевания начинают шататься зубы, что в итоге приводит к их потере. Поэтому к своевременному лечению пародонтита следует отнестись со всей серьёзностью.

Помимо гингивита и пародонтита существуют также редкие формы поражения тканей пародонта, такие как пародонтолизис (быстро прогрессирующее разрушение тканей пародонта) и пародонтомы (опухолевидное заболевание десны).

Если воспаление не остановить в самом начале, полного выздоровления может и не наступить?

Совершенно верно. На этапе воспалительных изменений в глубоких тканях пародонта полного выздоровления добиться нельзя. Заболевание можно лишь вывести в стойкую ремиссию - состояние, когда больные не предъявляют жалоб. Оно характерно отсутствием кровоточивости дёсен, запаха изо рта и уменьшением подвижности зубов.

Дальнейшие терапевтические и профилактические мероприятия направлены на поддержание защитных сил околозубных тканей и предупреждение образования зубного налёта.

Для этого с интервалом в два-три месяца проводят контрольные курсы поддерживающей терапии. Затем промежуток между ними увеличивается до пяти-шести месяцев.

Удаляет зубы хирург, исправлением прикуса занимается ортодонт, протезирование производит ортопед. А какой специалист лечит заболевания пародонта?

Пародонтолог. Этот врач-стоматолог проведёт обследование и назначит комплексное лечение. Конечно, если заболевание дёсен протекает вместе с другими заболеваниями организма, например, с эндокринными нарушениями, то лечение необходимо проводить в комплексе с терапевтическими мероприятиями эндокринолога. Но в целом определить причины, степень тяжести, форму болезни дёсен и других околозубных тканей, спрогнозировать последствия и назначить лечение сможет и пародонтолог.

Насколько болезненно лечение заболеваний дёсен?

Современные методики, специальное стоматологическое оборудование, такое как пародонтологический комплекс Vector (Durr Dental, Германия), а также использование местных анестезирующих препаратов позволяют проводить максимально комфортное и безболезненное пародонтологическое лечение, даже если необходимо применение хирургических методов, таких как кюретаж, гингивектомия и лоскутные операции.

Какие меры нужно предпринимать для профилактики заболеваний дёсен?

В первую очередь необходима регулярная и тщательная гигиена полости рта. Для этого нужно подобрать хорошую зубную щётку. Не ту, цвет которой будет соответствовать цветовой гамме вашей ванны, а такую, которая будет соответствовать Вашим требованиям: мягкость, материал волокон, размер рабочей поверхности.

Важна также зубная паста. Её поможет выбрать Ваш лечащий врач, который знает все Ваши проблемные места и гигиенические потребности.

Ежедневно необходимо удалять налёт из межзубных промежутков, используя межзубные ёршики или зубную нить, пользоваться ополаскивателем для полости рта, антисептические свойства которого уничтожают болезнетворные микроорганизмы, а противовоспалительное действие производит успокаивающий эффект.

Итак, ещё раз повторим: "Если вы заметили у себя первые признаки гингивита, то необходимо срочно обратиться к врачу! Кроме того, не забывайте регулярно проходить профилактические осмотры дважды в год. Тогда любой процесс можно будет купировать на ранней стадии заболевания."

Мы благодарим сайт WWW.startsmile.ru за частично предоставленные материалы для этой статьи